Резкое падение стало следствием укрепления рубля, впервые с 2023 года опустившегося ниже отметки в 80 рублей за доллар, что сделало экспортные поставки менее прибыльными.
Как сообщает РБК со ссылкой на данные обзора Центра ценовых индексов, производство топлива также сократилось из-за сезонного роста внутреннего спроса и плановых ремонтных работ на крупнейших нефтеперерабатывающих заводах. Остановки на Комсомольском НПЗ, «Уфанефтехиме» и Волгоградском НПЗ привели к снижению производства на 72 тысячи тонн по сравнению с предыдущим месяцем.
Географическая структура экспорта претерпела изменения. Поставки в Африку, оставшуюся ключевым направлением, выросли на 90% в годовом выражении до 90 тысяч тонн. Экспорт в Бразилию увеличился вдвое по сравнению с апрелем, достигнув 41 тысячи тонн. При этом поставки в азиатские страны полностью прекратились из-за неблагоприятной ценовой конъюнктуры, следует из данных обзора.

Фото: ru.freepik.com
Демпферные выплаты нефтяным компаниям в мае достигли рекордно низкого уровня в 42,5 миллиарда рублей – минимального показателя с октября 2023 года. С начала года объём компенсаций сократился в 3,7 раза. По прогнозам Минфина, за 2025 год выплаты по демпферу уменьшатся на 1,4 триллиона рублей по сравнению с предыдущими оценками.
Внутренний рынок остаётся полностью обеспеченным – запасы бензина составляют 1,8 миллиона тонн, что на 2% выше показателя начала года. Эксперты прогнозируют восстановление экспортных поставок после завершения ремонтных работ на НПЗ. Однако дальнейшая динамика будет зависеть от курса рубля, который, по некоторым прогнозам, во второй половине года может достичь отметки в 100 рублей за доллар, а также от возможных новых санкций против российского нефтяного сектора.
Ранее мы писали о планах Правительства России по реформированию механизма топливного демпфера.